Раскрутка - Статьи - Рынок интернет-отношений

Все вэб-девелоперские компании можно разделить, с известной долей допущения, на три группы. Каждая из них занимает свою нишу и их пересечения достаточно незначительны. Но каждая группа заявляет о себе несколько больше, чем представляет на самом деле. К первой группе относятся студии вэб-дизайна, которые изготавливают небольшие сайты информационного или имиджевого характера и размещают их в Интернете. Вторую группу составляют фирмы, занимающиеся программированием под заказ, но они также разрабатывают, когда их попросят, и интернет-решения. Последняя группа объединяет системных интеграторов. Они ориентированы на осуществление бизнес-задач клиента, создание информационных систем управления предприятием, средств сбора и эффективной обработки корпоративной информации. Для таких компаний Интернет значит столько же, сколько телефон или компьютер, или другой подручный инструмент.

Собственно сайт

В Петербурге существуют несколько десятков фирм и сотни (или тысячи) индивидуалов, специализирующихся на изготовлении вэб-сайтов. К этой группе можно отнести целый ряд студий, которые были организованы при интернет-провайдерах.

Штат таких компаний колеблется от трех до двадцати человек (у самых крупных). Сотрудники подобных фирм, как правило, не проходили сертифицированного обучения у производителей программных продуктов и опираются на практический опыт и самые распространенные на рынке, недорогие технологические решения. Основная часть деятельности таких фирм приходится на создание сайтов презентационно-имиджевого направления. А целевая аудитория - это петербургский средний бизнес.

Справка

Объем рынка интернет-решений Санкт-Петербурга (без учета собственных web-мастеров компаний)
На рынке, по заявлениям участников круглого стола, работает около 15 компаний со штатом 10-20 человек. Допустим, в них заняты 300 человек. Средняя зарплата - $200-300. Месячный объем затрат - порядка $60-$90 тысяч.
Стандартная цена на разработку среднего сайта у такой фирмы не превышает $ 2-3 тысяч. Расчет стоимости производится исходя из количества предоставляемого материала, затрат на работу дизайнера и верстальщика веб-страниц. К этой группе можно отнести такие компании, как "Вэб Петерлинк", "Атлант", "Вега", "Веб-мастер", Portal Design Group, "Лого" и многие другие.

Для компаний, выросших из недр интернет-провайдеров, дополнительным бизнесом является создание контент-проектов для увеличения трафика к своему "родному" провайдеру. Это приводит и к большей посещаемости сайтов самих разработчиков. В активе некоторых компаний есть достаточно известные ресурсы. Так, например, компания "Вэб Петерлинк" разработала информационный сайт Rosbalt.ru, сайты "Русского музея" и Британского консульства в СПб.

Переростки, они же недоросли

В результате развития технологий, повышения образования в области Интернета и появления коробочных продуктов большую часть интернет-сайтов компании делают без привлечения внешних ресурсов. Спрос на услуги по созданию "страничек" существенно снизился, а пик интереса переместился в сторону более функциональных решений. Компании веб-дизайна стали прибегать к разработке интернет-решений исходя из анализа бизнеса клиента и познакомились с принципами организации и оплаты работ, принятыми у большинства консультантов.

Те, кто смог доказать заказчику свою компетентность в качестве консультанта, на первом этапе занимаются выяснением действительных потребностей клиента и постановкой задачи для технических специалистов. В таких компаниях штат сотрудников уже значительно больше, а стоимость заказа формируется на основании объема затрачиваемых на нее человеко-часов. Консультирование может стоить от $20 до $50 в час, программирование - от $8 до $25 в час. Чаще всего детально прописываются сроки выполнения работ и конечный результат.

Нижняя планка стоимости проекта, который финансово интересен для подобной компании, находится на уровне $5-6 тыс. Работа этих компаний, как правило, востребована в области создания "интернет -магазинов", электронных СМИ, иногда это вэб-представительства банков (обычно тех из них, которые не имеют разветвленной сети филиалов и не требуют создания развитой интернет-интранет-системы).
География клиентов данной группы значительно шире. Например, относительно молодая компания IMHO изначально ориентирует свой бизнес на Москву. Многие компании имеют опыт оффшорного программирования. Однако, по словам руководителя проекта ИМХО Вячеслава Селенкова, здесь они сталкиваются с большими проблемами, если не имеют своего представительства за рубежом, поскольку посредники, как правило, стремятся оставить львиную долю прибыли себе.

Большие друзья детей

Наиболее масштабные интернет-решения создают "системные интеграторы". Изначально они ориентированы на автоматизацию бизнес-процессов заказчика, но в последнее время для этого часто применяются интернет- и интранет-технологии. Для достаточно быстрого решения задач клиента интеграторам приходится задействовать большое количество специалистов - и в штате таких фирм может быть более 100 человек. Системные интеграторы используют преимущественно полуфабрикаты (платформы для создания приложений) или готовые решения собственной разработки или приобретенные, и постоянно занимаются сертификацией своих сотрудников и самих фирм. Это позволяет им создавать ориентированные на требования заказчика высокотехнологичные и эффективные решения, но нижний порог стоимости таких систем - $20-30 тысяч.
В Санкт-Петербурге работает всего несколько системных интеграторов. Их деятельность практически полностью направлена на Москву и заграницу, поскольку в Петербурге работает лишь считанное количество крупных компаний с развитой сетью филиалов.

Наш бизнес в интернет-порталы стран

Особняком стоят разработки крупных программистских фирм, часто живущих за счет оффшорного программирования. Им неинтересны малобюджетные проекты, зато ресурсов у таких компаний достаточно для создания коробочного продукта для местного рынка. Компания "Рексофт", как рассказал менеджер по работе с клиентами Алексей Рудой, продвигает на местном рынке систему собственной разработки DynaSite, ориентированную на ИТ-службы предприятий и на веб-студии (правда, изначально она предназначалась для внутренних целей - его ядро заимствовано у книжного интернет-магазина oZon.ru, который также выполнял "Рексофт").

Система в "голом" виде стоит $1500, ее можно приобретать с дополнительными модулями, а также с услугами по разработке приложений на ее базе. За первые полгода коммерческой продажи, по словам руководителя подразделения компании Андрея Мамыкина, корпоративным клиентам было продано шесть экземпляров системы. Используют DynaSite и разработчики - так, "Том Студио" уже не раз применял ее в своих проектах. Есть прецеденты продажи системы за рубеж, началось сотрудничество с провайдером Hostway.ru по предоставлению в аренду нового интернет-приложения вместе с каналом доступа к нему.

Интерес же "Рексофта" к заказным интернет-решениям лежит на уровне создания порталов государств или других решений аналогичного масштаба.

Как консультант консультанту

Спрос на сайты падает, о чем свидетельствует активное желание компаний всех уровней заниматься решением бизнес-задач заказчика. Приходящие на этот рынок компании интернет-разработчиков со штатом в 5-10 человек сталкиваются с бизнес-консультантами, оккупировавшими доступ к руководству компаний, и системными интеграторами, завоевавшими сердца начальников отделов ИТ UNIX-серверами и базами данных.
Интернет-дизайнеры вынуждены работать сегодня здесь за те деньги, которые есть у петербургских компаний. При известном упорстве рынок будущих интернет-ориентированных приложений будет за ними. Но при этом им придется со временем получить сертификаты качества, знания программных продуктов и менеджмента. Увеличится их штат и минимально допустимый уровень стоимости проекта, и они станут теми, кого мы называем "интеграторами", и начнут искать бизнес за пределами Петербурга.

А так называемые интернет-решения сведутся к установке на компьютер программы из коробки, полученной от провайдера или купленной в ближайшем магазине за $30. Самое большое - за $100. Проект такого масштаба вполне по плечу студенту 3-го курса технического вуза.

Андрей Горянов, Игорь Илюхин.
Copyright © 2006-09.