Делфи - Уроки - Построение графиков

Что делать, если ваше приложение должно строить графики? Можно все сделать самостоятельно, а можно воспользоваться готовыми решениями (сторонними компонентами). Сегодня поговорим о компоненте gl.ocx, который является частью пакета MathCad. Этот компонент обладает большим количеством настроек: освещение, туман, внешний вид, перспектива и т.д., и способен украсить любую вашу программу.

Если MathCad у вас установлен, запускаем Delphi, заходим в Component -> Import ActiveX Control и выбираем Mathsoft 3-D Plot module (Version x.x), где x.x - версия компонента (у меня 8.6). Если MathCad′а у вас нет, то скачиваем этот компонент из интернета (например, в конце данной статьи). В этом случае вам еще понадобятся библиотеки EfiUtils.dll, UIUtil.dll, VSFC90.dll (они также включены в архив в конце статьи). Переписываем эти файлы в отдельный каталог, заходим в Component -> Import ActiveX Control и нажимаем кнопку "Add...". Находим gl.ocx и нажимаем "Install...". Компонент установится на вкладку ActiveX, и будет называться OpenGL.

TOpenGL способен отображать 2D и 3D графики, а в качестве данных должен передаваться одномерный или двухмерный массив типа OleVariant соответственно. Начнем с простого и нарисуем синусоиду.


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
const
Start = -pi;
Finish = pi;
Step = 50;
var
Diagram: OleVariant;
i: integer;
begin
Diagram := VarArrayCreate( [0,Step], varDouble );
for i := 0 to Step do
Diagram := sin( ( Finish - Start ) / Step * i );
OpenGL1.RemoveSurfaces;
OpenGL1.AddSurface( Diagram );
end;

Для TOpenGL, заполненный массив представляет собой поверхность, которую нужно нарисовать, причем одновременно может быть отображено несколько таких поверхностей. Просто создаем несколько массивов OleVariant, заполняем их, и добавляем к списку поверхностей, которые должны быть построены, используя функцию AddSurface. RemoveSurfaces полностью отчищает этот список.

Теперь посмотрим, как строится 3D график, на примере функции Cos(Sqrt(X*X+Y*Y)).


procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var
Diagram: OleVariant;
i, j: integer;
k: integer;
begin
k := 36;
Diagram := VarArrayCreate( [0,k,0,k], varDouble );
for i := 0 to k do
for j := 0 to k do
Diagram[i,j] := Cos( Sqrt( ( i-k/2 ) * ( i-k/2 ) + ( j-k/2 ) * ( j-k/2 ) ) );
OpenGL1.RemoveSurfaces;
OpenGL1.AddSurface( Diagram );
end;

Теперь поговорим о распространении приложений, использующих этот компонент. Не факт, что у пользователя, установившего вашу программу, установлен MathCad. Следовательно, вместе с приложением придется распространять следующие файлы: gl.ocx, EfiUtils.dll, UIUtil.dll, VSFC90.dll. Помимо этого следует помнить, что gl.ocx необходимо зарегистрировать в системе.

Если вы будете распространять свое приложение в архиве, вам самим придется позаботиться о регистрации компонента. Для этого в системе имеется штатная утилита regsvr32. Регистрация выполняется следующим образом: "regsvr32 c:путь к файлуgl.ocx". Обратное действие выполняется так: "regsvr32 /u c:путь к файлуgl.ocx". Разумеется, путь к файлу должен быть реальный.

Если вы будете распространять свое приложение в виде инсталляционного пакета, то заботу о регистрации компонента можно возложить на него. Например, если вы делаете инсталлятор в CreateInstall, то на вкладке "Мастер" выберите "Регистрировать", и добавьте gl.ocx к списку файлов, которые нужно зарегистрировать. А для Inno Setup это может выглядеть примерно так:


[Setup]
AppName=MathSoft 3-D plot module
AppVerName=MathSoft 3-D plot module 8.0
AppCopyright=MathSoft, Inc
DefaultDirName={sys}

[Files]
Source: "C:distrActiveXUiUtil.dll"; DestDir: "{sys}"
Source: "C:distrActiveXEfiUtils.dll"; DestDir: "{sys}"
Source: "C:distrActiveXVSFC90.dll"; DestDir: "{sys}"
Source: "C:distrActiveXgl.ocx"; DestDir: "{sys}"; Flags: regserver

На сегодня это все. Удачи в программировании.

Источник: http://decoding.narod.ru
Copyright © 2006-09.